Четверг, 17.10.2019, 21:53Главная | Регистрация | Вход

Пользователей: 0

Каргы
Из отчета за 1980-ый год:
  Каа-хем и его левый приток Каргы являются типичными саянскими горными реками.
  В верхней части их долины имеют ледниковое происхождение. Здесь для этих рек характерны большие уклоны, большая скорость течения. Однако расходы воды невелики (~10куб.м/сек), хотя после дождей уровень воды нередко быстро поднимается на 1 метр и выше.
  Пороги и шиверы перемежаются плесами.
  Река Каргы первые 15 км течет в неширокой долине с большими уклонами (~20-25м/км). Затем долина расширяется, уклоны уменьшаются. В среднем течении река проходит по западному краю Тере-Хольской котловины. Здесь расположен порожистый участок Каргы. Приняв слева крупный приток Тарбагатай, река успокаивается, и вплоть до стрелки с Балыктыг-хемом особых препятствий нет. В этом месте расход в среднюю воду уже составляет величину ~40куб.м/сек.
  После каньона Щеки Балыктыг-хем сливается с Казыл-хемом. Здесь река имеет расход воды 120куб.м/сек.
  В нижнем течении река Каа-хем имеет ряд мощных порогов: Панфиловский, Васильевский, Байбальский и пороги серии "Интеграл", для которых характерно обилие крупных валунов, беспорядочно набросанных в русле Каа-хема.
  У города Кызыл, на стрелке с Бий-хемом, Каа-хем уже великая сибирская река с расходом 300 куб.м/сек.

3 июля. Галя Е.:
  ПРЕДИСЛОВИЕ.
  Ну что, вот и наступило лето, а значит, пора вспомнить одно волшебное заклинание, которое мы должны знать как «Отче наш»:
  - в походе будет жарко
  - дождя не будет
  - рыбы будет много.
  Пригрозила Игу, что возьму с собой в поход шпроты…, и если рыбы не будет, то буду на каждой стоянке демонстративно открывать банку и жаловаться на жизнь. Поспорили!
  И с таким оптимистичным настроем мы приступаем к подготовке к походу.
  В этом году в нашей команде будет 9 человек. Нас мало, но мы в тельняшках!

7 июля. Сегодня узнала новость! Похоже, что в нашей команде прибавление!
  Женька! Вот здорово! Ведь этого парня я знаю давно.., еще с тех времен, когда он учился делать «искусственное  дыхание», пройдя «школу молодого бойца» и отношение его к манной каше определялось такой фразой: «Я не люблю манную кашу, я ей питаюсь! Положите добавки..!»

10 июля. Смотрели фильм о том, как народ по реке сплавляется.., какие пороги, какие трудности и что в итоге. А в итоге.., народ отмечал прохождение порогов бутербродами с красной икрой.. Я озадачилась!
  Спрашиваю у Ига, сколько у нас будет серьезных порогов на реке.., ну чтобы знать, сколько икры брать с собой? Дай, думаю, пошучу!..
  А он смеется.., говорит, что тоже задумал икру с собой взять..! Вот будет прикол, если еще кто ни будь решит порадовать нас этим деликатесом..))
  Решила взять с собой в поход мясорубку.. (ну надо же взять с собой хоть что ни будь ненужное!))). Решила котлеты в походе делать.., из медведя!
  Договорились с Игом.., я возьму кофемолку.., а он – кофе в зернах! Надо же чем то радовать коллектив!

13 июля. Вот, наконец-то, наступил такой этап в подготовке к походу, когда вещи перестают существовать теоретически, на бумаге.., а приобретают, практически,  размер одной большой кучи!
  А ты все стаскиваешь и стаскиваешь.., куча растет.., растет.. и ужас!!!!!
  Неужели, вот все это можно запихнуть в один маленький рюкзачок, да еще и уложиться в положенные 20 кг.??? И ведь уложимся! Ну и кто мы после этого, если не фокусники?!

15 июля. – 23:10
  С удивлением обнаружила, что вес рюкзака превышает норму.., а домино не влезло!
  Костик раскритиковал мою косметичку, сказал, что весит 5 кг! Конечно врет! Килограмма три, не больше!..

16 июля. Аэропорт Внуково.
  Сдали вещи в багаж, перевес 30 с лишним кг…, интересно, какой фигни они понабрали?
  Сидим! Ждем!
  Тот же день – вечер – Абакан.
  Ура! Долетели!
  Почувствовав на секундочку твердь земную, сразу пересели на «колеса» и подались до Кызыла.

17 июля. Добрались вполне прилично. Народ в машине мирно дремал, я несла ночную вахту, поскольку, по собственному желанию вызвалась быть «впередсмотрящей»..
  Так до утра и пялилась в окно, как филин..
  С удовольствием внимала хмурому дождливому кызыльскому  утру!
  Прибыли к офису компании, как и планировали, в 7 утра.
  Уткнулись в запертую дверь! Целый час тусовались в подъезде, как «бомжи московские»..
  К 8 утра пришла сотрудница офиса, удивилась, увидев нас, но вполне компетентно заверила, что сейчас все будет! Предложила пока перекусить!..
  Перекусили! Машины нет!..
  Решили уточнить, когда же мы сможем продолжить путь? Нас заверили, что еще часик.. и все будет! Поверили!
  Пока есть время, решили не нарушать традиции и сходить к центру Азии..
  «Центр» порадовал открывающейся перспективой.. ,и серой завесой дождя.
  Ладно, отметились!
  Вернулись в офис…, сидим, ждем! Народ успел расписать пульку, поиграть в нарды..
  Спать хочется до жути.., сказывается бессонная ночь. Кажется, что если закрыть на минуточку глаза.., то жизнь наладится. Скорей бы!
  Наконец-то и нам улыбнулось счастье! Нашелся водитель, который готов забросить нас хоть «к черту на куличики», т.е. на р.Каргы.
  Двинулись в путь!
  Ехали целый день, до самой ночи. Прошли один перевал. Красота просто нереальная!
  Дороги убойные.  Трясет конкретно. Я в восторге!
  Юля: В машине ровным слоем разложили рюкзаки, сверху постелили коврики, и завалились спать. Неровности дороги почти не замечались. Потряхивало периодически, конечно, но везде было мягко.
  Через некоторое время народ начал потихоньку просыпаться. Началась обычная дорожная жизнь. Все уже привыкли к тому, что все время трясет и качает во все стороны.
  Богус решил сделать бутерброды с салом. Прям на ходу и резал :) По салу даже попадал...
  Начал накрапывать дождик. Выяснилось, что крыша протекает. Как ни странно, капало на меня...
  Вскоре народ совсем оживился, начал интересоваться, что в окне показывают. А там, в основном, проплывали горы, покрытые только выгоревшей травой. Редко попадались тувинские юрты. А люди с фотоаппаратами все равно мелькали то у одного окна, то у другого. Сашка высматривает обещанные ему еще в Москве ледняки.
  Неожиданно хорошо встряхнуло. Выпало окно. Внутрь. Очевидно, некоторые неровности на дороге...
  На одном из перевалов Игорь забыл куртку. Говорит, специально оставил в дар хранителю дорог.
  Показали, из какой лужи вытекает река  :) Не верилось...
  На ночевку встали в верховьях Балыктыг-хема. Очень холодно. Немного в стороне лежит снег. Рассиживаться у костра, понятное дело, никто не стал. После ужина - сразу спать. Палатку поставили только одну. Остальные легли спать в машине.
  Не знаю, как остальным, а мне было тепло :)

18 июля. Галя: Утро встретило солнышком и ворчанием Женьки! Говорит, что спать в позе «скрюченного эмбриона» он теперь уже умеет!.. )))
  Позавтракали.
  Богус хотел, по честному, пойти помыть посуду.. Сунул Грека руку в реку.., а вода то ледяная…!
  - Да и фиг с ней, с этой посудой – подумал Богус, потом помою! :)
  Уже почти привычно взгромоздились в машину.. Тронулись в путь.., хотели до жары проскочить каргинский  перевал. В душе медленно, но верно возникает нетерпение.. Уже хочется поскорее доехать!
  Тот же день – вечер!
  Поскольку предыдущий день был весь на колесах и писать дневник не было никакой возможности,  позволю себе немного отвлечься и рассказать про заброску.
  Итак, машина! Проверенный временем ГАЗ-66. Водитель, опытный экспедиционный шоферюга.
  По уже сложившейся традиции, я села в кабину к водителю (все знают, что меня в машине тошнит.., поэтому уступают мне это вакантное место).
  Дорога дальняя и, постепенно, завязался непринужденный разговор…
  Когда ты точно знаешь, что ехать далеко и как ты доберешься до места, зависит от водителя, то всегда хочется узнать об этом человеке чуть больше. Наверное, это своего рода страховка!
  Нам повезло! У нас был очень хороший водитель!
  Дорога до Балыктык-Хема  казалась знакомой, хотя это было давно..
  Вообще, сидеть в кабине водителя очень интересно! Если выражаться образно, то видны все «взлеты и падения» пути-дороги. Красота, как я уже говорила, нереальная! Такие просторы! Дух захватывает!!!
  Когда поднялись на первый перевал (2500м ) встретили группу тувинцев ( шли на двух машинах УРАЛ, возвращались домой после работы). Почему то, мы показались им очень смешными..
  Постояли немного на этакой-то высоте.., полюбовались окрестностями, водитель, соблюдая традиции, отдал дань хранителям дороги…и продолжили путь. Некоторое время мы двигались в одном направлении с тувинскими весельчаками.., я бы даже сказала, соблюдая дистанции.. Интересное зрелище! Перевал, дорога не для слабонервных…, и вот по этой дороге движутся, как жуки, три громадных машины.., иногда обгоняя друг друга.
  Водитель свою машину ласково называет «ласточка» и, когда попадается  особенно напряженный участок, он так тихонечко и ласково поглаживает ее по боку… Очень характерная привычка для «бывалых» шоферюг.
  Водитель всю дорогу «угощал» меня  веселыми историями из сибирской жизни.., например, рассказывал как надо себя вести, если повстречаешься с медведем:
  - Убегать, говорит, не надо! Надо стоять, замерев…и смотреть! Он (медведь) рявкнет…и ты, говорит, рявкни…! Глядишь.., и разойдетесь по хорошему..
  Я так живо представила себя «рявкающей» на медведя…))) Порадовал!
  Народ в кузове, наблюдая за нашим весельем, немного нервничал.., им, почему то, казалось, что водитель редко держится за руль.., а все больше руками размахивает..
  Да неправда это!!! Держался он за руль.., я сама лично видела.., раза два держался…))
  Один раз даже сказал: «Ой, заговорился..!»…., и еле успел по тормозам ударить…, ну тряхнуло их там, в кабине, разочек… Ну так ж..,  перевал.., дорога неровная..
  К трем часам доехали до реки!!! УРА!!!!!!
  Надо сказать, что несмотря на всю отдаленность местности, трасса оказалась довольно оживленной.  В том месте, где нас высадили, остановились на привал какие то «орлы» на двух машинах.. Водитель даже немного занервничал и попросил нас не ночевать на этом месте.., а поскорее построиться и отплыть чуть ниже по течению.
  Надо сказать, мы не стали кочевряжиться, мы приезжие, он местный – ему видней!
  Быстро разгрузились, случайно прихватив спальник и коврик водителя. Спальник был большой.., настоящий экспедиционный, сильно отличался от нашего снаряжения, поэтому был сразу замечен и возвращен хозяину (коврик исправно прослужил нам весь поход и по окончании был также возвращен водителю со словами извинения)..
  Время было предостаточно,  и мы занялись кораблестроением. Когда долго ходишь в поход с одними и теми же людьми, то нет необходимости рассказывать кому чем заниматься. Все прекрасно знают свои обязанности, что значительно упрощает сборы.
  Пока суть да дело, сварили супчик. Пошел на «Ура»! Оголодали в дороге!
  Пока мужики вязали каты, женская половина занялась продуктами.., ну просто образец понимания..
  Часам к семи вечера были готовы двинуться в путь..
  Марина пообещала, что если до восьми встанем на ночевку,  то на ужин будет плов!
  Мы спорить не стали, мы послушные! И потом, начинать поход с плова – это же кайф!!!
  Место выбрали вполне приличное, достаточно быстро разбили лагерь и народ начал понемногу расслабляться.. Решили искупаться, т.с., смыть пыль дорог..
  Вода,  конечно,  не черное море.., но и ноги судорогой не сводит, в общем, вполне бодрит!
  Илюха вызвался быть «разливным» и вполне успешно справлялся с этой обязанностью.
  Плов удался!
  Вечером пожаловал гость «наш друг калмык» - молодой, но уже успешно спивающийся тувинец на лошадке.. Насчет лошадки ничего сказать не могу, на алкоголичку похожа не была.., а там кто их знает..
  Посидел немного у нас, покатал Марину на лошадке (мы даже Игу начали кричать, мол, чего ты стоишь…, у тебя жену увозят…). Посидел значит немного, да и поехал обратно к своей «тувинке» с «тувинятками»
  Народ не очень долго сидел у костра, сказывалась усталость заброски, разошлись баиньки.
  Чуть дольше у костра задержались Санька, Никита с Ильей и мы с Юльком. У каждого были свои причины помолчать.. Потом немного песен, немного разговоров.. и тоже спать!

19 июля. Ну что же, жизнь продолжается!..
  Утро было солнечное! Немного гудела голова., все же это не правильно, мешать водку с коньяком.. Очень хотелось кофе!
  Проснулся Богус, развел костер..
  Пока есть время, позволю себе небольшое лирическое отступление, расскажу про нас!
  Два ката – две команды.
  Наша команда – это я (Гала-Енот), Санчо, Ник, Богус и Галина Юрьевна.
  На веслах я с мужиками, Галя новичок, поэтому пока едет пассажиром. Наш катамаран «Синий Кит» или в простонародье «Синяк», хотя это не эстетично.. Мы его ласково называем «Китеныш».
  Вторая команда – это Илюха, Женька, Марина, Юля и Иг – все «бывалые», Юльку катают.
  Катамаран называется «Чижик».
  Юля: С утречка Никита с Ильей пошли прогуляться на горку. Рассказывают, что мы встали на редкость в удачном месте: вокруг стоят три жилища...
  К речке вышли детки вчерашнего гостя. Угостили их конфетами.
  Галя: Почему то очень долго собирались и укладывали вещи.., утомительное мероприятие.
  Наконец встали на воду! Шли не торопясь, как бы заново примеряясь к своим экипажам.
  В одном местечке притормозили, удочки обновить - рыбку половить. А надо сказать, что традиционно, сезон рыбалки открывает Костя, но его, к сожалению, в этом походе с нами нет. Пришлось мне взять на себя эту почетную обязанность. Закинула удочку и сразу поймала хариуса!
   И тут такое началось..)) Нас, как прорвало! Рыба, надо сказать, отвечала нам взаимностью. Как результат, неплохой улов к середине дня! На крючок попались такие известные рыбьи морды, как ленок и хариус. Таймень ожидает нас немного ниже по течению.
  К порогу «Премьера» подошли под аккорды громовых раскатов. Про сам порог рассказывать нечего, так себе порог..
  Сразу за порогом маленькая стоянка, на ней мы и встали на ночевку. А что, торопиться нам некуда..
  Наловили еще рыбы, ужин будет знатный! Сварили супчик, приняли дождевых..
  И тут к нам опять пожаловали гости..
  Видимо, «наш друг калмык» никогда не оставит нас в покое. По легенде, мы группа из Ярославля, за нами едет еще целая машина с МЧС-ми…и т.д.
  Тувинцев было трое, все на лошадках, охотники..,  вышли на нас с другого берега реки, постояли, посовещались, потом самый старший снял с плеча ружье..(мы все это время наблюдали за происходящим и, и в какой то момент, закралась мысль: « вот они сейчас нас тут как зайцев и перестреляют»))), отдал своим сотоварищам, а сам перебрался через реку к нам в гости. Немного поговорил.., потом что то сказал своим.., и они потихоньку тронулись дальше. Мы перевели дух. Мы же мирные люди.., оружия не носим. Тувинец еще немного посидел, попил чайку (ведь водки и сигарет у нас нет), да и пошел своих догонять.
  А мы решили ставить лагерь. Решить то мы решили, только стоянка была маленькая, да и склон неровный…, правда песчаный. Но разве такая мелочь может нас смутить?!
  Взяли весла в руки.., да и выровняли склон, аккурат под наши три палатки..
  А что, нам даже понравилось!
  К нашему великому неудовольствию опять зарядил дождик..
  Народ неспешно готовился провести долгий дождливый вечер за приятным занятием.., карты, водка, рыбалка.. и т.д.
  Ночью мне долго не спалось.., что-й то плохо было, видать акклиматизация. Лежала и слушала Женькины веселые рассказы о том, какие чудеса с ним происходят.., и чаще всего в аэропорту..)))
  Так здорово лежать в палатке и наблюдать за тем, как горит костер.., как народ неспешно перемещается по лагерю.., как пьют чай.., разговаривают, смеются.. Отдыхают!!!

20 июля. …а утром был дождь.
  Вылезать из палатки совсем не хотелось, но мы с Ником дежурные, нам положено.
  Галина Юрьевна с утра наблюдала «необычное» явление под своим бренным телом.
  Необычность заключалась в том, что ее спальник (с внешней стороны) и коврик, на котором она спала, были мокрыми! В то время, как внутри спальника было сухо!  Однако загадка?! Галка перехватывала наши с Богусом «понимающие» взгляды…, злилась и говорила, что мы дураки…, что ничего не понимаем, что у нее ночью была температура, что спальник очень жаркий., да еще она в пижаме…, в общем – конденсат! Мы старались держаться..!
  На завтрак решили варить рисовую кашу. Как это не странно, но приходится торговаться за каждую кашу. Одни любят манку, другие ей только питаются.., кто то не ест геркулес.. и т.д. Я вообще кашу не люблю. Короче каша на завтрак – это лакомство не для всех.
  В этом походе меня назначили завхозом, я завхоз молодой и неопытный, всем все разрешаю..
  А дождик все усиливался.. По традиции, хорошую погоду в походе нам обеспечивает Богус.., впрочем.., плохую – тоже он.. В этом походе все идет шиворот на выворот. Богус все время моется и бреется…, уследить невозможно! Галина Юрьевна любит чистого Богуса – мы страдаем.. Решили, в противовес стихийному бедствию, обратиться к «Детям солнца» за помощью! Теперь в природе равновесие! Богус- бреется, «дети солнца» троекратно кунаются в воду.., пытаясь спасти нас от наводнения..
  Хорошо, что у нас есть тент-колокольчик. Как шутят наши, из космоса его можно наблюдать, как аномальное явление в тувинском районе..)))
  Я немного проспала, болею, блин.., поэтому не очень отследила момент, когда решили, что суп варить не надо, а надо реанимировать остатки каши… Говорят, им это даже удалось!
  С лагеря снялись часика в два.., воды прилично так прибыло!
  ХРОНИКА НАДУВНОГО МАТРАСА.
  Почему то решили, что до порога буквально чуть чуть.. Поскольку рация отказала, все GPS сосредоточены на одном катамаране (у чижиков), карты у нас отродясь не было.., да и вообще, на кате сплошные раздолбаи, то шли мы как Бог на душу положит.., или куда Богус ткнет пальцем. Команды он отдает четко, лихо направляя нас по курсу…: «Плывем туда!...» И мы плывем..
  Нам порог мерещился за каждым поворотом. Проплыли сколько то и решили, что уже пора зачалиться…, идти порог просматривать..
  Решить то мы решили, но вот чалимся мы как последние «чайники». Течение, блин.., снесло.. Потом случайно уронили капитана за борт.., потом весло, случайно,
   за берег зацепилось… Короче, пока все это барахло собрали…, а тут как раз и порог «Нетривиальный» - прошли обычно.
  Вода все прибывала, пороги стали маленькими и незаметными…или мы стали такими большими и умными..?! В любом случае, шли хорошо, почти не шкрябались.
  После порога потянулась более спокойная вода и я решила сдать вахту Галине Юрьевне.., а сама легла подремать..
  Не тут то было! Оказалось, что сидеть посередине ката – это очень экстремальное занятие. Все время сидишь в напряжении.., ожидая удара веслом по башке.., впору каску одевать. Трудно заснуть в таких условиях.., но подремать можно!
  Пока я «дремала» Галина Юрьевна успешно сдала экзамен на пороге «Вариант».
  Как сказал Богус:
  - Порог «вариант» был пройден без вариантов!
  Потом еще долго плыли на перегонки с «чижиками»…
  Я, от нечего делать, взялась фотографировать все подряд. Иногда попадались знакомые лица…
  Через какое то время народ проголодался, а перекус то мы и не брали. Пришлось вспомнить, что у меня в «заначке» были конфеты и небольшая фляжка коньяка..
  Народ взбодрился! Угостили «чижиков»…, еле отобрали у них обратно мою фляжку…
  Нельзя их подпускать близко к нашему «китенышу» - Хищники!
  Долго гнали впереди себя стаю уток..  Перестреляли их раз 25 из всех видов оружия, которое было на катах, как то: глаза, весла, фотоаппараты.. Вот жалко, ружья не было!
  Путем нехитрых наблюдений обнаружили, что утки, когда плывут, придерживаются основного русла и струи. Решили не спорить с природой, а пойти у нее на поводу.
  За очередным поворотом увидали такую тучу…., что сразу захотелось стать на стоянку!
  Решили себе ни в чем не отказывать!
  Быстро разбили лагерь. Дежурные Юлька с Илюхой.
  Чечевица хозяйке удалась! Хозяину удалось разлить по стопочке!..
  Ночью будет полнолуние..
  Так закончился день!

21 июля. ..а утром было солнце!
  И все благодаря «Детям солнца» - задобрили!
  Как сказал Богу, впрочем, все с ним согласны, он очень любит такую погоду за то, что буквально за 5 минут, поляна из обычной превращается в барахолку.. Все вещи разложены ровным слоем по всему периметру – типа сохнут!
  На завтрак было немного геркулеса – для желающих.
  Неспешно собрались. Солнце припекало…, народ начал мазать спинки и пузики кремом «от» или «для» загара.. Илюха попросил намазать ему спинку…, абориген! Пол тюбика извела, пока втерла в его волосатую спину крем.. А он стоит, мурлыкает…, доволен! Надо будет отыграться при случае! :)
  По плану, у нас сегодня небольшое движение по воде, часика два.. и дневка!
  Проплыли немного больше..
  Что было интересного в сегодняшнем дне?
  Да много!
  Ну например, на одном из склонов, почти у самой воды, мы увидали стайку косуль.
  Стоят, пасутся.., на нас, проплывающих мимо, почти не обращают внимание..
  Потом увидали огромное гнездо орлана на самой верхушке дерева..
  Потом пролетел вертолет.., низко пролетел.
  Потом мы, наконец то, доплыли до скалы, про которую в описании говорится, что под ней живет таймень. Решили заглянуть к нему в гости!..
  УРА!!!!!!
  Сегодня герой дна Санчо! Он, себе на удивление и  на радость всем , этого тайменя и вытащил! 76 см.в длину! Радости было! Такое событие! ..
  Придется мне признать свое поражение и везти шпроты обратно в Москву!
  Никита или Илюха, не помню кто, так ненавязчиво напомнил нам, что таймень – это раритетная рыба, занесенная в «красную книгу». Озадачилась!?
  Подозрительно спрашиваю: «Это ты к чему?...»
  - Так, говорит, для расширения кругозора!
  Фу…, я уж подумала.., что грин-пис и все такое…, скажет, давай отпустим..%))
  Не…, схомячили за милую душу!
  Недалеко от этой стоянки стали на ночевку (для дневки место не понравилось).
  Сварили супчик, перекусили и решили пойти совершить подвиг – покорить вершинку, т.е., скалку, напротив которой стояли.
  Собрались Ник, Илюха, Санчо, Юля, Марина и Я.  Перегребли реку, залезли на гору, посмотрели, сфотографировали…, да и пошли обратно. По дороге Санчо делился познаниями, как лучше убегать от медведя (это была наша любимая тема разговора – враги повсюду!). Так вот, Санчо вполне авторитетно заявил, что медведь под гору бегать не умеет, поскольку передние лапы у него покороче будут, чем задние.., а значит, под гору он просто покатится.. Соответственно, что у нас есть все шансы спастись.., если бежать от медведя (Майкла – так мы его прозвали) под гору! Я так живо нарисовала себе картинку…, бегу я, значит, от Майкла, под гору…, а он так катится, как колобок.., впереди меня… Боюсь, что докатится он быстрее…и как раз подождет внизу.. :)
  Вернулись в лагерь…, глянули на небо…, схватились за голову…
  Ой.., не уберегли мужика…, жалко товарища…, ушел в расцвете лет… %)
  А с неба капал дождь..

22 июля. …а утром был дождь.
  И лил он почти до обеда…  Это ужасно!
  Делать было нечего, народ долго спал. Дежурят сегодня  «Дети солнца», Женька обещал на завтрак сварить манную кашу..
  Ранние пташки – это я, дежурные и Иг.
  Кофе хочется  до жути..
  Дежурные долго разводили костер (Иг не вмешивался – не разрешили!)
  Вскипятили воду, пока кипела – замусорилась…, решили, что пока время есть, надо еще раз вскипятить – чистую!..
  Вскипятили.., оказалась опять грязная..
  Иг предложил еще раз попытаться…, я оценила шутку..
  Хорошо, что у нас есть кофемолка с кофеваркой…, иначе умерла бы…
  Каша Женьке удалась! Это у них с Милой фамильное!..
  После завтрака желающие собрались на рыбалку.. Решили сплавать под ту скалку, где жил таймень.. Собрались мы с Богусом, Иг и Санчо. Пока гребли, Иг, так ненавязчиво преподавал Богусу уроки движения по воде..
  Санчо решил еще раз попытать удачу на том месте, где взял тайменя. Мы его там высадили, а сами переплыли на другую сторону. Моя первая же попытка увенчалась успехом! Попался ленок, да приличный такой..! Мужики радостно сказали, что начало положено.. и Богус принялся тоже таскать ленков. Иг рыбачить не успевал, бегал с подсачником..
  Чуть порыбачили и решили сдвинуться.., сплавали, забрали Санчо и зачалились чуть ниже по течению. Я закинула удочку.. и, опять вытянула ленка! Мужики снова оживились.. и Богус еще наловил рыбы! Иг продолжал бегать с подсачником..
  Через некоторое время решили еще передвинуться.. Тут Иг заявил, что подсачник даже в руки не возьмет! Капризничать начал.., хочу, говорит, рыбу ловить! Пришлось уступить…и отдать ему свою третью рыбу! Хорошую поймал! Крупную!
  Вернулись на берег гордые…, с добычей!.
  Все это время с переменным успехом лил дождь.
  Пообедали (кстати, на обед был борщ со шкварочками!))), свернули лагерь и двинулись в путь.
  Плыть собирались часа два (по традиции). Реально проплыли час и встали на дневку.
  Уж больно место хорошее было!
  Кайфное место! Берег., пляж., стоянка., скалка., баня., водка..
  Продолжать не буду :)!
  Первый раз, за поход, сварили уху! До этого рыбу жарили и коптили.
  А еще…сделали «Хе»! Сплошное обжорство!!!
  Пошла в лес, полюбоваться на природу.., увидала два громадных развороченных муравейника.., еще удивилась, какой дурак их так разворотил? %)
  Пришел Иг и поздравил нас с тем, что Майкл рядом где то бродит.., а сюда приходит лакомиться муравьишками.
  Напряглись!
  Рыбачили пока не стемнело…По лунной дорожке запускали мыша.., испробовали новомодную насадку.., как называется не знаю, но уши, как у чебурашки…и светятся!
  Говорят, что на эту хренотень даже кого то поймали!
  Ночью, у костра, Никита спел оптимистичную песню: «Я не смогу отсюда выбраться сам..»

23 июля. ДНЕВКА!
   Утро выдалось немного ветреное, но солнечное!
  На дежурство заступили Богус с Галиной Юрьевной.
  К вечеру решили делать баню.
  День обещал быть..!
  А еще, сегодня день рождения у Илюхи! Вообще то, если честно, то когда у него день рождения – это тайна, покрытая мраком.. Он, например, сам, утверждает, что его день рождения вообще в январе месяце…)) Но по традиции, нашей традиции, мы отмечаем его день рождения летом, в походе! Он не возражает.
  На этой стоянке есть один небольшой минус - большие муравьи! Они повсюду!
  Народ ходит по лагерю, время от времени радостно притоптывая.., т.с., стряхивая пассажиров. Муравьи в принципе не агрессивные, но их видимо сильно раздражает, что мы встали у них на тропе…
  Женька принялся нас учить  народным премудростям (как можно лакомиться муравьиной кислотой), выслушали с интересом, пробовать никто не захотел.
  Время течет медленно. Жарко..
  Женщины решили устроить постирушку..
  Мужчины – баню! Не торопясь выбрали место ( а как же, это же очень важно!)), сложили каменку (камушки подбирали, как будто египетские пирамиды строили, один к одному)),  заготовили дрова и запалили огонь! Красиво!
  Дневка – это хорошее дело, но скучно, однако! Вроде все свои личные дела, типа помыться, побриться и постираться – переделал, а время еще осталось.
  Заниматься общественными делами – влом. Надо бы перебрать продукты.., посмотреть чего и сколько.., лишнее раздать, чтобы поскорей съели..
  Эх., какая замечательная лень на меня напала…, не буду отбиваться!
  Спрашиваю Ига, когда он отдыхает? Вскочил с утра и носится, как заводной… баня, дрова.. Или для него это и есть отдых? Вроде знаю его тысячу лет, а все никак не привыкну.. :)  А он говорит, что отдыхает «на полную катушку»…, просто не умеет отдыхать сидя..))
  Илюха  с Юлькой постоянно играют в нарды, и вид у них всегда такой сосредоточенный…, как будто это не нарды.., а чемпионат мира по шахматам!
  Ник взял удочку и пошел «бороться» с рыбой..))
  При всей его внешней неторопливости, в нем кипит какая то внутренняя энергия… и ему все время «немного не хватает» каких то событий.., чтобы усмирить этого монстра в теле.
  Бороться и побеждать.., тем самым, доказывая себе, что ты еще «Волк.., волк свободного племени!.. »  А улыбка у него обаятельная..)))
  Пришел Иг, взгромоздился на мой «матрац» и завел разговор «о погоде»…,  говорит,  в лесу дров мало.., на баню не хватает..
  А я тут причем.., я на дрова не похожа…!)))
  А! Поняла! Мы же не просто походники…, мы походники с «изюминкой», т.е. выдумщики..
  В лесу то муравьи с медведями…, а вооон там…, на том берегу…, как раз лежит хорошая сушина..! И нам надо за ней только сплавать.., всего то дел..!
  Конечно! Какие пустяки! ..
  Я решила быть рыбой-прилипалой.., не хотелось слезать с «матраца»…, а они, почему то, называли его «катом» и собирались на нем плыть.. Не хай плывуть..!
  Пока мужики пилили эту сушину (плавник, который занесло на этот берег когда то давно, когда было полноводье),  я пошла прогуляться по берегу. Обрадовалась, обнаружив, что муравьев нет, Майкл тоже сидит тихо и не высовывается…, а смородины красной много!
  Организм запросил витаминов – угостила!
  Вернулась на берег, мужики все пилят.., решила совершить подвиг.., сделать попытку залезть на скалку, под которой стояли. Подвиг разведчику не удался.., коза то я коза.., но не горная..)).  Никита  с противоположного берега наблюдал за моим выпендрежем,  и потом, уже позже, прокомментировал  мой подвиг такими словами: «Если страшно, куда лезешь?» Ну такж…хотела побороть в себе этого «минотавра»..
  Иг, на секундочку подняв голову от «отдыха по распилке дров», посмотрел на меня, размазанную по скале, и нежно рявкнул: «Слезь!»
  Вернулись в лагерь!
  Обедали…, ели «Хе»…, такая толпа образовалась за рыбой…, и все, главное, норовят без очереди влезть.., очень трудно было быть первой. :) Решили, чтобы все было по честному, делить рыбу по принципу: «а это кому?»  В роли распределителя выступал Женька, поскольку рыбу не любит и ему пофигу, кому какой кусок достанется.
  Поделили! Наелись! Потом добавки положили…, опять наелись!
  У меня появилась новая присказка: « Я чувствую себя сытой, довольной и морально удовлетворенной..!»
  Пока было время, решили приготовить подарки нашему дорогому имениннику! Марина, заранее подготовилась, взяла футболку и фломастеры, решили нарисовать ему  что нить на долгую и добрую память… Богус взялся воплотить наши замыслы на материале, получилась карта местности.. Теперь передвигаться по реке можно не по GPS, а по Илюхиной футболке.
  Ну и какое же день рождения без торта?! Мы с Юлькой, уже по традиции, состряпали торт! Накрошили там печенья всякого…, сгущенки туда накидали…, маслица добавили…и назвали его торт-полено!
  Кстати , удался!
  …а тут и банька поспела!
  И мужики пошли париться.. и тут приключилось ЧП!!!!
  Уж я не знаю, какой черт дернул Женьку помешать воду в канне с кипятком голой рукой…
  Ужас! Фреди Крюгер отдыхает…, кожа с пальцев сошла на раз.
  Мдя…, пришлось оказывать первую неотложную помощь. Лагерь разделился на приверженцев классического лечения, т.е., мазью «спасатель» и на сторонников различных нововведений. Но, поскольку, пальцы Женькины, то и мазь он положил свою! Традиционно, с этим лучше всех справляется Марина, решительная женщина! Намазала Женьке руку и послала обратно, в баню..  Женька пошел, но быстро вернулся…, париться расхотелось.
  Чуть позже и мы присоединились к обществу чисто вымытых!
  Баня, речка, пиво, баня речка, пиво….круговорот людей в природе.)))
  А потом поздравления и подарки имениннику.., и торт! Сделали человеку приятно!
  А дальше, клуб по интересам, у каждого свой..
  Вечер удался!

24 июля. Утро!
  …хотя утро было солнечное.., Илюха назвал его «утро стрелецкой казни»!
  Маринка, тоже, как то так озадаченно поинтересовалась у народа, зачем она вчера пила коньяк после пива? %) Видимо и все остальные задавались тем же вопросом.
  В трезвом уме и твердой памяти оставались только Юлька с Женькой – да здравствует здоровый образ жизни!
  Наш, свежеиспеченный больной, бодро ходил по лагерю, убеждая всех, что уже почти все прошло…, но как то неуверенно говорил, что вот только не знает, как грести будет..?
  А зря! Его руки нам бы сильно пригодились, ведь именно теперь и начинается самое интересное!
  Сегодня у нас знаменательный день.., мы сегодня сливаемся с Балыктыг-Хемом.., а значит, впереди пороги! Иг пообещал нам, что все, лафа закончилась, дальше сплошная напряженка!
  На минуточку сосредоточились!
  Вода спала, хорошо это или плохо – увидим!
  Вечер!
  Ну вот мы и в «хопре»», т.е., на реке Балыктыг-Хем!
  Ну что сказать? Хотя  я на этой реке и не первый раз, с грустью для себя признаю – ничего не помню.., в смысле,  стоянок! %))
  После слияния двух рек, воды значительно прибавилось! Да и вообще, природа несколько поменялась.., горы стали помягче,  берега поширше, повороты покруче…)) В общем, красота, как и раньше…, но красивее!
  По берегам, наконец то, к нашему великому удовольствию, стала попадаться смородина.
  Уж мы себе не отказали в удовольствие…, полакомились!
  На стрелке стали на обед. Сегодня был долгий день на воде, все немного ужарились.
  По поводу жары Богус сказал фразу…, ну типа еще придет мое время.., будете у меня дождика просить…))) Мы терпели, сжав зубы!
  Пока готовился обед, рыбачили…, впрочем , некоторые умудряются рыбачить в любых условиях.., стоим ли мы, плывем ли.., порог ли..))) Интересно, на ночь удочки сматывает или так и спит?..
  На стрелке словили ленка.., измерили по тайменевой шкале Санчо. Пойдет!
  После обеда уже никто не отвлекался на такое малозначительное занятие, как махать веслами – все рыбачили… Каты шли на автопилоте…, автопилотами работали мы с Галиной Юрьевной.., на чижике автопилотов было больше, потому что рыбаков меньше..
  Рыбалка удалась!
  В какой то момент в сознания проник инородный звук…., к звукам природы мы уже привыкли.., самолеты тоже были приравнены к звукам природы…, а тут что то новенькое.., для нас, забывших о благах цивилизации.
  На моторную лодку пялились, как аборигены…, аборигены на нас тоже пялились..
  В этой, забытой Богом глуши, живут староверы. Завтра мы планируем их навестить..!
  На стоянку встали по расписанию, т.е. в 18:00.
  Место вполне приличное. Как сказал Женька, на песке было написано: «Здесь был Майкл».
  Ну а если без шуток, то следы живности присутствуют повсюду…
  Марина плохо себя чувствует, почти ничего не ест.., похоже траванулась.
  Дежурим мы с Ником. Потеряли большую поварскую ложку. Жаль! На ужин приготовила салатик..
  Долго сидели, разговаривали с Игом, обсуждали важные стратегические моменты передвижения по воде.
  …звездное небо обрушилось на меня всей своей великолепной мощью. Нашла полярную звезду!
  Ночь.

25 июля. …..а утром дождя не было!
  Утро было раннее, мы дежурные. Сразу сказала Нику, что пока кофе не выпью.., пальцем не пошевелю.. Кофе сварилось быстро.. и пришлось шевелить всей пятерней…
  Сегодня предстоит «разминочный» день. Иг обещал проверить нашего китеныша на профпригодность %))
  С лагеря снялись, как никогда, в 10:00, встали на воду. Наша задача – доплыть до поселения староверов и затариться свежими молочными продуктами.
  По пути неспешно рыбачили..(рыбачил Иг, взгромоздясь на наш катамаран, время от времени подавая нам команды.., какой камень с какого боку будем обходить.. и почему нам это надо))))
  Санчо, на время репетиции, перешел на катамаран «чижиков».
  Марина, проплывая  мимо нашего ката крикнула Игу: «Игорь, ты ушел с нашего катамарана и теперь у нас «молодежный экипаж»»
  Под чутким руководством прошли два обозначенных на карте, но безымянных порога. Даже и не заметили..
  Через какое то время опять услыхали звук моторной лодки.. (звук становится уже привычным), оказывается, тут достаточно оживленное движение.